Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Беседка
Человек-театр
Две недели в Петрозаводске гостил питерский актер, журналист, искусствовед, кандидат исторических наук Анатолий Низовцев. Человек удивительной судьбы. Он был лично знаком с Аркадием Райкиным и Риной Зеленой, Владимиром Высоцким и Георгом Отсом, Рональдом Рейганом и потомками Сергея Есенина... Жил в Ереване и Париже... Работал на телевидении и радио... Последние годы Анатолий Алексеевич колесит по стране с моноспектаклями своего детища — Санкт-Петербургского гастрольно-камерного театра исторического портрета, в котором он сам себе режиссер, а еще сценарист и актер. Выступает в школах, вузах и военных частях. Карельскому зрителю он привез свои лучшие постановки о Сергее Есенине, Владимире Высоцком и подпольщиках -«молодогвардейцах». В перерыве между этими выступлениями нам удалось побеседовать с артистом...

Дмитрий ГОЛУБЕВ,
фото автора


Представитель известных актерских династий


     •   Анатолий Низовцев появился на свет в военной семье, в первые дни войны — 1 июля 1941 года. Тогда его родители жили в городе Сыктывкар (Республика Коми)...
     —   Отец был старшим лейтенантом Красной армии, а мама — учительницей школы для взрослых. Отца из части отправили на фронт, мать, оставшись одна с младенцем на руках, собралась и увезла меня к родственникам на родину Деда Мороза, в Великий Устюг. Там и прошло все мое детство, — вспоминает актер. — С первого класса школы я выступал везде, куда приглашали, активно участвовал в общественной жизни. Был и редактором школьной газеты, и радиовещания, и председателем дружины. Поэтому, какая в дальнейшем будет профессия, уже тогда было ясно — либо актером, либо журналистом.
     Но родители этого не одобрили. Отец был категорически против, сказав: «в нашем доме мужчин с легкомысленной профессией актера не будет!»
     —   Он, конечно же, желал, чтобы вы стали военным?
     —   В семьях военных это, действительно, не редкость. Но у нас было немного другое. Мама мечтала, чтобы я поступил в медицинское училище. А отец считал, что мне непременно нужно поступить в автодорожный техникум. У меня самого желания такого не было... К тому же у меня было неважно с математикой и физикой, а значит, в технический вуз дорога была закрыта.
     Так, после окончания седьмого класса, я все-таки решился... Отец получил зарплату, и той же ночью я вытащил у него часть денег и свидетельство о рождении, и уехал поступать в театральное училище в Свердловск.
     •   Толя сдал вступительные экзамены с первого раза. Помогли и умение уверенно держаться на сцене и артистизм, подаренный природой, и его гены. Среди потомков А. Низовцева немало известных до революции актеров...
     —   Я имею отношение к самым известным театральным фамилиям не только нашей страны, но и мира. Называть их не буду, а то вы начнете меня упрекать в том, что я поступил в театральное училище за их счет. Это не так, всего в жизни я добивался самостоятельно. За счет именитых родственников я не сделал ни одного дыхания! У меня даже фамилия совсем другая, чтобы никто ни в чем не смог меня обвинить.

«Никогда не пойду на поклон!»


     •   После окончания Свердловского театрального училища в 1959 году Анатолий работал в Ереване в Русском театре им. Станиславского. В те годы он жил в семье знаменитого музыканта А. И. Хачатуряна, с племянником которого учился еще в Свердловске. Однако внезапно со сценой пришлось расстаться на долгих шесть лет... Он тяжело заболел, несколько лет был прикован к постели, и поэтому был вынужден переехать в Ленинград к тете. Но когда стал поправляться, перед ним опять встал вопрос: что дальше?
     —   Пытался поступить на театроведческий факультет, но не набрал одного, самого необходимого балла. У меня оставалось два часа для того, чтобы попробовать себя в экзаменационных испытаниях в другой вуз. Так, в 26 лет я пришел на исторический факультет ЛГУ. Очень благодарен судьбе, что его закончил. Вуз дал мне даже больше, чем театральное училище. Во время учебы я занимался в литературном объединении крупнейшего блокадного поэта Леонида Хаустова. Он заставил меня писать. Появились первые мои статьи, которые публиковались и в «Известиях», и в «Комсомольской правде».
     —   А сейчас не пишете для газет?
     —   Очень редко. Времена изменились. Я никогда не пойду на поклон, а сегодня это нужно делать. Такое унижение меня убивает...
     ...А потом меня пригласили организовать и возглавить театр Академии наук СССР. Вся моя дальнейшая жизнь прошла с этим театром. В 2001 году я ушел на пенсию и езжу с гастролями собственного Театра одного актера исторического портрета туда, куда приглашают.
     •   Кстати, в конце восьмидесятых Анатолий Низовцев несколько лет жил и работал во Франции, но он не любит об этом рассказывать, объясняя:
     —   Сегодня я в России, а потому про Францию и про заграницу не хочу говорить. Скажу только, что работал под эгидой посольства СССР. Официально это называлась «культурная миссия». А занимался своим любимым делом: выступал, читал перед публикой, организовывал мероприятия. С Мариной Влади встречался очень часто, она жила через три дома от меня.

Последний концерт Высоцкого


     —   Я часто отдыхал в санатории с матерью поэта, однажды мы разговорились и подружились. Несколько раз, когда проездом бывал в Москве, навещал ее. Но дома с Высоцким пересечься очень долго не получалось, он постоянно бывал в разъездах по стране и миру. Поэтому впервые я его увидел только за три года до смерти.
     —   Кстати, вы ведь организовывали один из его последних концертов — в ЛГУ 20 мая 1980 года?
     —   Да. В то время Володя был уже сильно болен и практически не давал концертов, с ним было трудно связаться и договориться о выступлении. Меня попросили: «раз вы его знаете, пригласите его к нам в университет». В те дни Высоцкий был в Ленинграде на гастролях и выступал перед зрителями на сцене Дворца молодежи. Но билеты на эти выступления стоили больших денег, не у всех была возможность их купить. К тому же большая их часть была продана подпольно, среди своих. Я позвонил его администратору, но подошел к телефону сам Высоцкий, выслушал меня и сказал: «Хорошо, Анатолий, но концерт должен быть не больше одного часа двадцати минут».
     Повторюсь, что в те дни он очень болел, даже один палец на левой руке бездействовал. Но, превозмогая боль, Высоцкий все равно отыграл очень хорошо. Позже оказалось, что это был все-таки его предпоследний концерт. Еще один был в Калининграде... Но там Высоцкий уже не играл и не пел, а только рассказывал о себе и отвечал на вопросы зрителей.
     Я никогда не говорю, что он был моим другом, мы были просто знакомы. Каким он был в повседневной жизни? Высоцкий был сложным человеком. В течение одного дня он мог быть и злым, даже жестоким, а потом добрым, чутким. Но больше всего меня зацепила его отзывчивость. Он никогда и ничего для себя не просил, но многое делал для других. К нему обращались со всего Союза незнакомые люди (только в его музее хранится 60 мешков с письмами от поклонников из 100 стран мира) и он помогал решить их проблемы. Специально давал концерты для членов партии, чтобы после чиновники помогли кому-то с квартирой, а кого-то поставили в очередь на жизненно необходимую операцию. Это была личность, человек своего времени!

Публика ждет...


     •   Сегодня в репертуаре Театра исторического портрета есть даже спектакль «Мир вашему дому», посвященный жизни и творчеству Владимира Высоцкого. Собирая материал и неизвестные факты биографии поэта, автор специально встречался с его матерью — Ниной Максимовной, сыном Никитой, вдовой поэта Мариной Влади, артистами московского Театра на Таганке. Так, например, знаете ли вы, что Высоцкий курил 3,5 пачки в день, во время гастролей в США 4,5 часа пел для президентской семьи, а на его концерт на стадионе в Канаде пришли 70 тысяч человек?
     Впрочем, есть в репертуаре театра одного актера и постановки о Эдит Пиаф, о Фредди Меркьюри, о Сергее Есенине... Об этих личностях многое уже написано, сняты сотни телепередач и фильмов... Но в спектаклях Анатолия Низовцева есть свое, особенное и неповторимое... Переосмысливая судьбу своих героев на сцене, он избегает оценок, пытается их понять, сливаясь с ними воедино.
     —   А вы смотрели сериал «Первого канала» «Есенин»? Какие ваши впечатления?
     —   Картину с Сергеем Безруковым оцениваю очень плохо. Это несправедливый и несерьезный фильм. Актер, действительно, обладает портретным сходством с Есениным. Но в сериале показано очень много лишнего, того, что может у зрителей, плохо знакомых с биографией поэта, вызвать неправильное понимание этой личности. Авторы много внимания уделили есенинскому пороку — пьянству, но он ведь не только пил. За свои 30 лет он написал стихотворений на пять томов!..
     •   Но наша недолгая беседа неожиданно прервалась... Актера ждал зритель, пришедший увидеть спектакль-монолог о «Молодой гвардии»...

<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60