Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Беседка
«Теряюсь перед белым листом»
Лет восемь назад ЮНЕСКО объявило 23 ноября Международным днем акварели, которая считалась одним из видов графики. Теперь только признано, что акварельная живопись — это самостоятельный вид искусства, который может выразить полную гамму цвета и чувств. Буквально несколько дней назад известный петрозаводский художник Георгий Иванов участвовал в санкт-петербургской выставке акварелистов. Такое общество существовало в городе еще до революции, и в него, между прочим, входили члены царской фамилии, выставлявшие свои работы и в России, и за рубежом.

Олег ДОИЛЬНИЦЫН,
фото автора


     —   Георгий Валерьянович, из Карелии вы были там представлены один?
     —   Нет, пригласили меня и Риту Пермякову, преподавателя Славянского института. Мы уже давно общаемся с петербуржцами, в позапрошлом году вместе участвовали в международном «Аквабиеннале» в Петрозаводске. Мы выиграли президентский грант и имели возможность провести пленэр в Кижах. В течение десяти дней вместе с ними написали много хороших работ. В этой выставке участвовали преподаватели и выпускники бывшего Мухинского училища (в том числе и ректор — Алексей Талащук, у которого прекрасные акварели), а сейчас оно переименовано в академию барона фон Штиглица.
     За несколько дней до выставки, уже упомянутой мною, прошла в Санкт-Петербурге другая, в Смольнинском соборе. Там огромные помещения, где проходят выставки и концерты, можно сказать, что он стал светским салоном. Смольнинский институт благородных девиц — это же огромнейший безумно красивый комплекс, в пространстве которого мы потерялись. Он находится рядом со всем известным зданием штаба революции 1917 года, но я еще никогда в нем до этого не был. Я тоже был одним из участников.
     —   В Санкт-Петербурге, понятно, акварелистам хорошо живется. А как у нас?
     —   Первая республиканская выставка акварелей прошла в Петрозаводске в 1998 году. Уже одиннадцатый год выставляются «Акварельные дожди», и они будут «проливаться» и дальше. Ведь в следующем году — 90-летие республики и 70 лет карельскому отделению Союза художников России. И грядущую выставку мы приурочиваем к этим событиям.
     Вчера же в Национальном театре открыли параллельную выставку акварелистов в Левом фойе. В педакадемии открылась еще одна. Мы же, художники, задыхаемся от нехватки выставочных площадей. А ректорат академии пошел нам навстречу, и, считаю, что это очень хорошая мысль — когда профессиональные художники выставляются вместе со студентами. В разговоре с ректором мы поняли друг друга в том, что, несмотря на кризисные моменты, надо найти возможность для проведения пленэров. У академии есть базы в Спасской Губе и Святозере, которые прекрасно подойдут для этого.
     На Святозере мы и остановились, причем ректор дал согласие на то, что из участников половина будет студентами, а другие — действующие художники, как карельские, так и питерские. Естественно, это поднимет уровень студентов. Практика показала, что такие совместные мероприятия дают результат — работы начинающих принимают на различные выставки, как городские так и республиканские, что помогает им почувствовать себя уверенней, быстро встать на ноги. Теория — теорией, учебный процесс тоже пусть идет своим чередом, а здесь процесс творческий, будет он удачен или нет — это решать жюри.
     К сожалению, этим летом не сбылось поехать по «Осударевой дороге» — Нюхча и Вардегорский мыс, но на следующее уже нашлись спонсоры, и поездка, скорее всего, состоится. Тамошние места стоит посмотреть и написать.

Подтолкнули и поддержали


     —   Как же пришли к созданию общества акварелистов? Ведь все и так у них хорошо.
     —   Меня подталкивали питерские ребята: «Вам нужно создавать общество, чтобы был оргкомитет». Обычно мы вдвоем с художником Александром Каштановым все решали, заморачивали, продвигали. А если будет человек десять, можно распределить обязанности, и больше дел можно будет сделать. Питерцы меня подтолкнули, наши ребята поддержали. Сейчас у нас человек 35. Мы практически объединяем Союз художников, Союз архитекторов, Союз дизайнеров. Почему? Да потому, что в каждом из них есть замечательные мастера акварели.
     —   Раз общество создано, Георгий Валерьянович, поведайте о планах.
     —   Планы у нас большие. Уже договорились выставляться в Новгороде вместе с Санкт-Петербургом в октябре следующего года. В Хельсинки в Российском Доме культуры и науки, надеюсь, будет выставка карелов с финнами и петербуржцами. Есть планы совместного обмена творчеством с художниками прибалтийских республик.
     Будем проводить мастер-классы для желающих, с фондом «Милосердие» мы уже нашли контакт, наверное, это будут детские дома, дом инвалидов, приюты. Устраивать выставки — обязательно, дарить картины.
     Меня избрали в общественный совет МВД, и я понял, что и для его сотрудников мы тоже можем в плане выставок что-то сделать. И необязательно в Петрозаводске, так же и в других карельских городах. Пусть они будут небольшими, передвижными. Встретиться с сотрудниками, рассказать о художниках, об их чаяниях, чтобы у людей душа оттаяла.

Когда загораются глазки


     В художественном мире сейчас много разных тенденций в живописи. Переходят на инсталляции, модернистские течения. Но самый древний — и одновременно самый юный вид искусства — акварель — своих позиций не теряет. Все ей подвержены.
     Начиная с детских садов — там же и все, наверно, красили? Самый же демократичный вид, правда? Много для него не надо — кисточка, краски, бумага. Не все становятся мастерами, но главное — что делают это от души. Понимаете, в таком творчестве присутствует душа!
     Другое дело, что сейчас хорошие краски дорого стоят. А бумага?! Бумага для акварелей бывает разная, с разным составом хлопка, вискозы, и один лист может стоить пятьсот рублей. Но уж зато на такой лист ты просто краску положил — и уже красиво! Когда мне, бывает, друзья подарят такой лист, — напиши, мол, шедевр! Я теряюсь перед таким листом, хоть у меня же сотни работ. Хокусай говорил: «Перед тем, как испортить этот белый лист, посмотри, как он хорош!».
     Все же детки до взрослости пишут. Не раз показывал как овладеть техникой, а у каждого она своя. Я, к примеру, пишу «по-сырому» и показываю, как это делается, потому что краска растекается, и как же ее удержать в нужном месте? Для этого технически нужно быть подкованным.
     Народ сразу начинает включаться, и многим кажется, что это очень легко. Вот они работают дальше и дальше, и тут выясняется — ан нет! Высот достигают лишь те, у кого есть талант и работоспособность в этом деле. Если тебя тянет, то ты будешь писать, и неважно, есть ли у тебя деньги или их нет, и как вообще жизнь складывается.
     Возьмем Александра Ивановича Каштанова, который окончил художественное училище, потом был пограничником. Казалось бы, жизнь увела его от искусства. Но закончив службу в погранвойсках, он начал писать. И достиг результатов — стал заслуженным художником России! Первым из акварелистов в Карелии. И вот эта любовь к акварели заставляет его жить по-другому. Про других думаешь, что ж вы так скисли в свои тридцать — сорок лет? Александру Ивановичу — восемьдесят. А сколько в нем энергии! Он всегда первый, впереди всех с тяжеленным этюдником и красками, лезет сквозь заросли в поисках того, что достойно его кисти. И он всегда на коне. Все невзгоды, а у кого их не бывает, он считает временными, пустяками, не стоящими внимания. Вот насколько важна в человеке такая увлеченность!

Импровизация. Движение. Прозрачность


     —   Георгий Валерьянович, понятно, что это искусство для вас — вся жизнь. И все-таки почему?
     —   Акварель сродни музыке и поэзии. Человек начинает философствовать, глядя на картины. А философия какая? Вдруг приходят мысли о бренности существования. Для чего я живу? Куда я уйду из этого мира? В космос? Или где-то на земле останусь? И начинает смотреть на звезды. Здешняя короткая жизнь может быть и вечной, если ты создаешь достойные вещи.
     Ушло из жизни множество наших прекрасных художников — Харитонов, Семяшкин, Авдышев, Стронк, Олег Юнтунен, все они прекрасно владели акварелью. Их нет, но с нами их работы. Вот вчера выставили работы Саши Харитонова. И вот смотришь на них, и понимаешь: классно! И снова хочется писать, создавать нечто такое же или подтягиваться к его уровню.
     Для меня важнее, чем просто экономисты и менеджеры, те люди, которые стремятся пойти на выставку, остановиться, вглядеться. Важно возвращение к нормальным человеческим ощущениям, а не то, чтоб выживать или за деньгами гнаться. Ко мне же на выставках многие подходят и говорят, что у них оттаивает сердце. Так просто — удивляться видам природы, портретам. И видно, что жизнь продолжается именно в самом человеческом ее проявлении.
     Даже художники продвинутые, занимающиеся «актуальным искусством», осознают, насколько необычайно велик диапазон акварели, в нем нет конца пути, тупика, она настолько развивает человека, что он создает все время новые, необычные даже для себя работы. Высшее выражение акварели близко к джазу, когда включается импровизация. Вот ты видишь на картине огонек — костер на дальнем берегу. Легкий туман над водой, и создается некое впечатление о Вселенной, появляется романтическая тоска по чему-то красивому, что ты сейчас не можешь увидеть. Хочу туда, к этому костру, посидеть рядом с огнем, может быть, песни попеть, может быть, стакан вина выпить с теми, кто его развел. А кто там? Может, рыбаки, может, охотники, или просто туристы. Такие вот мысли вызывают спонтанные вещи.
     В чем еще сила акварели? Маслом можно на уже законченной вещи сделать еще ма-а-аленький мазок. Второй, третий, еще над чем-то поработать. А акварель это практически испортит, потому что она должна дышать. В ней должны быть «глубокие прозрачности», так я бы это назвал. Акварель — это вода и цвет. Вода создает необходимое движение. Акварель — в первую очередь Движение души. А чистый натурализм никому не нужен.

<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60