Лет восемь назад ЮНЕСКО объявило 23 ноября Международным днем акварели, которая считалась одним из видов графики. Теперь только признано, что акварельная живопись — это самостоятельный вид искусства, который может выразить полную гамму цвета и чувств. Буквально несколько дней назад известный петрозаводский художник Георгий Иванов участвовал в санкт-петербургской выставке акварелистов. Такое общество существовало в городе еще до революции, и в него, между прочим, входили члены царской фамилии, выставлявшие свои работы и в России, и за рубежом.
Олег ДОИЛЬНИЦЫН,
фото автора
— Георгий Валерьянович, из Карелии вы были там представлены один? — Нет, пригласили меня и Риту Пермякову, преподавателя Славянского института. Мы уже давно общаемся с петербуржцами, в позапрошлом году вместе участвовали в международном «Аквабиеннале» в Петрозаводске. Мы выиграли президентский грант и имели возможность провести пленэр в Кижах. В течение десяти дней вместе с ними написали много хороших работ. В этой выставке участвовали преподаватели и выпускники бывшего Мухинского училища (в том числе и ректор — Алексей Талащук, у которого прекрасные акварели), а сейчас оно переименовано в академию барона фон Штиглица.
За несколько дней до выставки, уже упомянутой мною, прошла в Санкт-Петербурге другая, в Смольнинском соборе. Там огромные помещения, где проходят выставки и концерты, можно сказать, что он стал светским салоном. Смольнинский институт благородных девиц — это же огромнейший безумно красивый комплекс, в пространстве которого мы потерялись. Он находится рядом со всем известным зданием штаба революции 1917 года, но я еще никогда в нем до этого не был. Я тоже был одним из участников.
— В Санкт-Петербурге, понятно, акварелистам хорошо живется. А как у нас?
— Первая республиканская выставка акварелей прошла в Петрозаводске в 1998 году. Уже одиннадцатый год выставляются «Акварельные дожди», и они будут «проливаться» и дальше. Ведь в следующем году — 90-летие республики и 70 лет карельскому отделению Союза художников России. И грядущую выставку мы приурочиваем к этим событиям.
Вчера же в Национальном театре открыли параллельную выставку акварелистов в Левом фойе. В педакадемии открылась еще одна. Мы же, художники, задыхаемся от нехватки выставочных площадей. А ректорат академии пошел нам навстречу, и, считаю, что это очень хорошая мысль — когда профессиональные художники выставляются вместе со студентами. В разговоре с ректором мы поняли друг друга в том, что, несмотря на кризисные моменты, надо найти возможность для проведения пленэров. У академии есть базы в Спасской Губе и Святозере, которые прекрасно подойдут для этого.
На Святозере мы и остановились, причем ректор дал согласие на то, что из участников половина будет студентами, а другие — действующие художники, как карельские, так и питерские. Естественно, это поднимет уровень студентов. Практика показала, что такие совместные мероприятия дают результат — работы начинающих принимают на различные выставки, как городские так и республиканские, что помогает им почувствовать себя уверенней, быстро встать на ноги. Теория — теорией, учебный процесс тоже пусть идет своим чередом, а здесь процесс творческий, будет он удачен или нет — это решать жюри.
К сожалению, этим летом не сбылось поехать по «Осударевой дороге» — Нюхча и Вардегорский мыс, но на следующее уже нашлись спонсоры, и поездка, скорее всего, состоится. Тамошние места стоит посмотреть и написать.
Подтолкнули и поддержали
— Как же пришли к созданию общества акварелистов? Ведь все и так у них хорошо.
— Меня подталкивали питерские ребята: «Вам нужно создавать общество, чтобы был оргкомитет». Обычно мы вдвоем с художником Александром Каштановым все решали, заморачивали, продвигали. А если будет человек десять, можно распределить обязанности, и больше дел можно будет сделать. Питерцы меня подтолкнули, наши ребята поддержали. Сейчас у нас человек 35. Мы практически объединяем Союз художников, Союз архитекторов, Союз дизайнеров. Почему? Да потому, что в каждом из них есть замечательные мастера акварели.
— Раз общество создано, Георгий Валерьянович, поведайте о планах.
— Планы у нас большие. Уже договорились выставляться в Новгороде вместе с Санкт-Петербургом в октябре следующего года. В Хельсинки в Российском Доме культуры и науки, надеюсь, будет выставка карелов с финнами и петербуржцами. Есть планы совместного обмена творчеством с художниками прибалтийских республик.
Будем проводить мастер-классы для желающих, с фондом «Милосердие» мы уже нашли контакт, наверное, это будут детские дома, дом инвалидов, приюты. Устраивать выставки — обязательно, дарить картины.
Меня избрали в общественный совет МВД, и я понял, что и для его сотрудников мы тоже можем в плане выставок что-то сделать. И необязательно в Петрозаводске, так же и в других карельских городах. Пусть они будут небольшими, передвижными. Встретиться с сотрудниками, рассказать о художниках, об их чаяниях, чтобы у людей душа оттаяла.
Когда загораются глазки
В художественном мире сейчас много разных тенденций в живописи. Переходят на инсталляции, модернистские течения. Но самый древний — и одновременно самый юный вид искусства — акварель — своих позиций не теряет. Все ей подвержены.
Начиная с детских садов — там же и все, наверно, красили? Самый же демократичный вид, правда? Много для него не надо — кисточка, краски, бумага. Не все становятся мастерами, но главное — что делают это от души. Понимаете, в таком творчестве присутствует душа!
Другое дело, что сейчас хорошие краски дорого стоят. А бумага?! Бумага для акварелей бывает разная, с разным составом хлопка, вискозы, и один лист может стоить пятьсот рублей. Но уж зато на такой лист ты просто краску положил — и уже красиво! Когда мне, бывает, друзья подарят такой лист, — напиши, мол, шедевр! Я теряюсь перед таким листом, хоть у меня же сотни работ. Хокусай говорил: «Перед тем, как испортить этот белый лист, посмотри, как он хорош!».
Все же детки до взрослости пишут. Не раз показывал как овладеть техникой, а у каждого она своя. Я, к примеру, пишу «по-сырому» и показываю, как это делается, потому что краска растекается, и как же ее удержать в нужном месте? Для этого технически нужно быть подкованным.
Народ сразу начинает включаться, и многим кажется, что это очень легко. Вот они работают дальше и дальше, и тут выясняется — ан нет! Высот достигают лишь те, у кого есть талант и работоспособность в этом деле. Если тебя тянет, то ты будешь писать, и неважно, есть ли у тебя деньги или их нет, и как вообще жизнь складывается.
Возьмем Александра Ивановича Каштанова, который окончил художественное училище, потом был пограничником. Казалось бы, жизнь увела его от искусства. Но закончив службу в погранвойсках, он начал писать. И достиг результатов — стал заслуженным художником России! Первым из акварелистов в Карелии. И вот эта любовь к акварели заставляет его жить по-другому. Про других думаешь, что ж вы так скисли в свои тридцать — сорок лет? Александру Ивановичу — восемьдесят. А сколько в нем энергии! Он всегда первый, впереди всех с тяжеленным этюдником и красками, лезет сквозь заросли в поисках того, что достойно его кисти. И он всегда на коне. Все невзгоды, а у кого их не бывает, он считает временными, пустяками, не стоящими внимания. Вот насколько важна в человеке такая увлеченность!
Импровизация. Движение. Прозрачность
— Георгий Валерьянович, понятно, что это искусство для вас — вся жизнь. И все-таки почему?
— Акварель сродни музыке и поэзии. Человек начинает философствовать, глядя на картины. А философия какая? Вдруг приходят мысли о бренности существования. Для чего я живу? Куда я уйду из этого мира? В космос? Или где-то на земле останусь? И начинает смотреть на звезды. Здешняя короткая жизнь может быть и вечной, если ты создаешь достойные вещи.
Ушло из жизни множество наших прекрасных художников — Харитонов, Семяшкин, Авдышев, Стронк, Олег Юнтунен, все они прекрасно владели акварелью. Их нет, но с нами их работы. Вот вчера выставили работы Саши Харитонова. И вот смотришь на них, и понимаешь: классно! И снова хочется писать, создавать нечто такое же или подтягиваться к его уровню.
Для меня важнее, чем просто экономисты и менеджеры, те люди, которые стремятся пойти на выставку, остановиться, вглядеться. Важно возвращение к нормальным человеческим ощущениям, а не то, чтоб выживать или за деньгами гнаться. Ко мне же на выставках многие подходят и говорят, что у них оттаивает сердце. Так просто — удивляться видам природы, портретам. И видно, что жизнь продолжается именно в самом человеческом ее проявлении.
Даже художники продвинутые, занимающиеся «актуальным искусством», осознают, насколько необычайно велик диапазон акварели, в нем нет конца пути, тупика, она настолько развивает человека, что он создает все время новые, необычные даже для себя работы. Высшее выражение акварели близко к джазу, когда включается импровизация. Вот ты видишь на картине огонек — костер на дальнем берегу. Легкий туман над водой, и создается некое впечатление о Вселенной, появляется романтическая тоска по чему-то красивому, что ты сейчас не можешь увидеть. Хочу туда, к этому костру, посидеть рядом с огнем, может быть, песни попеть, может быть, стакан вина выпить с теми, кто его развел. А кто там? Может, рыбаки, может, охотники, или просто туристы. Такие вот мысли вызывают спонтанные вещи.
В чем еще сила акварели? Маслом можно на уже законченной вещи сделать еще ма-а-аленький мазок. Второй, третий, еще над чем-то поработать. А акварель это практически испортит, потому что она должна дышать. В ней должны быть «глубокие прозрачности», так я бы это назвал. Акварель — это вода и цвет. Вода создает необходимое движение. Акварель — в первую очередь Движение души. А чистый натурализм никому не нужен.