Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Беседка
Сколько в России грамотных людей?
У учителей, как известно, есть свой профессиональный праздник. И это не 1 сентября. Первый день осени — праздник для тех, кто учится, и особенно для тех, кто только начал идти по тернистому школьному пути. Однако в День Знаний невозможно не вспомнить об учителях, ведь без них не существовало бы ни первоклашек, ни науки, ни, прямо говоря, цивилизации. Поэтому наш сегодняшний герой — один из самых известных карельских педагогов, легендарный учитель русского языка и литературы из финно-угорской школы Светлана Александровна Отрошко.

Георгий ЧЕНТЕМИРОВ


От экскурсий к сверхзадаче


      —    В своей профессии я уже сорок лет. Окончив восемь классов, я пошла в педагогическое училище. Мне тогда казалось, что, чем быстрее я приобрету специальность, тем скорее я смогу помогать маме. Педагогическое училище я закончила достойно: меня с детства привлекала учительская стезя, и мне очень повезло с наставниками.
      В начальных классах моим педагогом была Елизавета Андреевна Шарапова — старенькая женщина, за которой мы ходили гуськом и которой мы заглядывали в глаза. Вот под ее-то влиянием я и сделала первые шаги в профессии — обучала дворовых ребят чтению и всему тому, что нам преподавали в школе. А потом я, семилетняя, ставила их парами и вела с экскурсиями по Петрозаводску! И откуда только смелости хватило…
      Я рано начала рифмовать, сочинять стихи. Было очень много событий в мире и стране, и по каждому поводу я писала стихи в школьную газету! И мой учитель Александра Александровна Серба еще больше подбивала — а попробуй еще рассказы! А сделай для стенгазеты сочинение!
      Потом, в вузе, я увлеклась театром. Мы занимались тем, что глубже изучали текст, искали сверхзадачу и находили в этом тексте себя. Это очень важно, ведь учитель должен найти нужное слово и донести его до ребят. Иногда урок превращается в театр одного актера, когда у ребят загораются глаза и они начинают чувствовать незнакомое произведение. Здесь и могут пригодиться актерские навыки!

Шаг влево, шаг вправо


      Во время урока я часто забываю все методики, которым меня учили в вузе. В сильном классе можно дать больше, чем прописано в программе и учебнике. Нужно очень хорошо владеть материалом и знать, как его нужно преподать — просто, понятно и интересно. Когда я была школьницей, как много мы ставили спектаклей, готовили вечеров! Все это я перенесла в свою работу. Наши ребята побеждают на конкурсах, участвуют в научных конференциях.
      Унификация — вещь, к которой нужно подходить с осторожностью. Школа принимает решение: заниматься по программе одного автора. Ну не нравится она мне! В учебнике за девятый класс предлагается изучить всех авторов, которых изучают в старших классах. В итоге, из «Евгения Онегина» разбирается одна глава. У Лермонтова предлагается «Тамань» и отрывок из «Княжны Мери». А потом идет Есенин, Булгаков, Заболоцкий, Твардовский, Солженицын — все, что будет в 11 классе! Естественно, я отступаю от программы и делаю свою собственную.
      Я — учитель русской литературы. Это меня греет, это мне близко. Наша литература действительно богатая, красивая, философичная, она развивает и воспитывает человека. Разумеется, когда мы работаем с Гете или Шекспиром, мы видим те же размах и глубину. Но мне как преподавателю важно, чтобы носитель языка знал в первую очередь свою культуру, и знал хорошо. Остальное можно изучить потом. Как объять необъятное за сорок минут урока?

Что выловишь без труда


      Когда речь идет о занятиях наукой, я веду школьников в библиотеку, учу работать с каталогами, добывать информацию. Сама я в свое время сдала кандидатский минимум, но жизнь круто повернулась, и от науки я ушла.
      На некоторое время мне пришлось уволиться из школы, и я устроилась в библиотеку. Но после работы я брала пластинки с мастерами художественного слова, ходила по факультетам и предлагала проводить литературные вечера и беседы. Я рассказывала ребятам о Пастернаке, Мандельштаме — ведь тогда их знали очень мало! А кураторы в то время должны были контролировать, как студенты проводят свободное время. И они в первую очередь бежали ко мне… А потом студенты не отпускали меня до позднего вечера. Вот такая была «пропагандистская работа».
      В школе часто плывешь по течению. Иногда бы и не хотел ничего менять в классической системе обучения, но сверху тебе спускают установку, и начинаешь, как рыба, хватать воздух. Это, в частности, относится к ЕГЭ. Многие мои коллеги не согласны с этим экзаменом. Он не проверяет ни грамотности, ни развития школьника — ничего! У меня есть ученик, который все работы контрольного характера писал на двойки. Ни одного правила не знал, писал только по наитию. Я с чистой совестью хотела поставить ему за год тройку. И вот он на пробном ЕГЭ по русскому получает пять! Я говорю: ну это пробник, на настоящем экзамене результат будет другой. Он идет на ЕГЭ и снова получает пять! И меня заставили в аттестате вывести отличную оценку. А потом этого парня через полгода выгнали из университета за неуспеваемость.
      Как так получилось? На тесты просто натаскивают. Это дело хорошего репетитора. Половину крестиков можно поставить наугад. Система школьного образования нацелена на то, чтобы дети получали крепкие знания. Для того и учатся годами. А когда человек, ничего не зная, «зарабатывает» отличные оценки… Мне это не нравится.

Все меняется


      Мои ученики — везде. В газетах, журналах, столичных театрах. И в этом, к счастью, есть и моя заслуга. Любопытно, что мальчишки любят меня больше, чем девчонки… Но дети за последние годы сильно изменились. Сегодня они гораздо более прагматичные. Просто так ничего не сделают.
      —    Мы сегодня не пойдем в театр, у нас репетиторство, у нас то, у нас се…
      —    Ребята, но вы же никогда не увидите этого спектакля!
      —    Светлана Александровна, вот вы сказали выучить четыре стихотворения Есенина и отрывок из «Анны Снегиной». Это много! Давайте тот, кто посмотрит спектакль, выучит только два…
      Дети стали меньше читать. Раньше ребята так любили военную тематику, читали всего Быкова… В наших книгах был миллион закладок — мы стремились приобщиться к тексту, увидеть его своими глазами. Теперь с «Войной и миром» знакомятся в кратком переложении. И еще — абсолютно не хотят учить стихи. Из «Онегина» — только первая строфа. Мы же «Бородино» целиком учили, а сегодня это из разряда фантастики… Может, тогда перейдем на хокку? Или одностишия Вишневского? «Ты мне роди, а я перезвоню…»
      Еще ребята стали прохладнее. Раньше я, отдавая свою энергию, чувствовала ответную волну. Даже уроки стали просыпать чаще; правда, со мной это не проходит. У меня требование — если опоздал, делай зарядку!

Exegi monumentum


      Я очень темпераментный человек. Иногда так сержусь на своих детей, что все летит! Но потом я выпускаю пар и становлюсь тихая, как провинциальная река. Я точно знаю, что ребята меня любят. Очень важно, чтобы учитель и ученик не сталкивались, доверяли друг другу.
      Не хочу нарушать профессиональную этику, но могут признать: у меня был опыт общения с педагогами, не владевшими своей профессией. Если учитель-словесник не знает, кто такой Бабель, и просит пересказать вкратце «Войну и мир»… Другая не слыхала имени Горация. Это, конечно, не филологи. Они попали в школу по случайности.
      Пушкин говорил: «Едва найдется на Руси две пары женских ног», а я могу сказать, что едва ли найдется две тысячи образованных, начитанных, приятных, грамотных людей во всей большой нашей стране. Придя на эту землю, нужно стремиться оставить свой след, причем не на паркете. Я часто говорю своим ученикам: у меня потрясающая профессия! У меня сотни памятников — вы. Учитель действительно пытается сеять разумное, доброе, вечное. Не все, конечно, удается. Но когда удается, ты на седьмом небе от счастья.



<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60