Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Беседка
«Молодежь вернется в район,
если станут решать ее проблемы»
Татьяна Слюсарева, руководитель организационно-методического центра: «Вот объявили Год учителя. А почему не Год педагога? Кто же тогда воспитатель детского сада? Или педагог дополнительного образования? У нас такая служба, которая оказывает поддержку не только школам, но и учреждениям дошкольного и дополнительного образования».

Вероника ФЕДОТОВА,
г. Кемь


     —   Электронный век меняет реалии школьной жизни. Скажем, нужную книгу ученик сегодня станет искать в Интернете, а не в библиотеке. Он рад бы и готовый реферат переслать электронной почтой. Но... надо признать, что старшее поколение безнадёжно отстаёт в этом плане от младшего, что проблема «отцов и детей» сместилась в сферу высоких технологий. Социологи даже посчитали своим долгом немного поучить «отцов»: «Будьте открыты, а не скептичны, проявляйте любопытство, а не презрение, принимайте перемены, а не защищайтесь от них».
     —   На самом деле и в образовании за последнее время произошли такие масштабные перемены, что теперь мы говорим не столько о методиках — общих или частных, сколько о педагогических технологиях. А если пользоваться современной терминологией, — об информационно-коммуникационных технологиях, современных образовательных технологиях. В районе довольно много интересных педагогов, перед которыми названная вами проблема «отцов» не стоит. Они ни в чём не отстают от своих столичных коллег. И тому примером могут служить, скажем, учителя Рабочеостровской сельской школы. Они не гонятся за какой-то модой, но во всём ищут пользу — для школы, для детей, для родителей. Выпускники этой маленькой по столичным меркам школы успешно заканчивают вузы, они востребованы как специалисты не только в нашей стране, но и за рубежом.
     —   Как же тогда быть с методикой? Наслышана, что это слово не очень любимо в учительской среде. Методика на самом деле способна стать тормозом в работе, мешает раскрыться, ограничивает свободу творчества?
     —   Не думаю, что какие-то ограничители могут помешать творческой работе педагога. Право выбора методики остаётся за ним, в строгих рамках он теперь не находится. Главное, чтобы он понимал, что любая методика, любая технология, которую он использует, должна быть на пользу ребёнку, нацелена на результат. Методические службы в системе образования были всегда, только назывались они по-разному. Кстати, сегодня вы не найдёте в районной структуре образования методический кабинет в привычном, традиционном понимании этого слова. Теперь это самостоятельный организационно-методический центр. В настоящее время мы проходим процедуру лицензирования. И как только получим лицензию на образовательную деятельность, начнём реализовывать разработанную нами дополнительную образовательную программу «Профессиональное развитие кадров муниципальной системы». Методическая работа — понятие очень объёмное. Мы на первое место ставим поддержку и стараемся оказывать её всем нашим образовательным учреждениям.
     —   Мы все, даже те, кто давно не сидит за партой, с интересом и даже любопытством следим за тем, что дадут школе громко заявленные проекты...
     —   В школу, которая на какое-то время перешла на муниципальный уровень, «вернулось» государство, сказало: «зарабатывайте» и предложило программы и проекты. И школы поддержали новации. Сначала это был первый национальный приоритетный проект «Образование», который предложил много направлений. Например, поощрение классных руководителей, учителей (так в районе появились «стотысячники»), информатизацию, подключение к Интернету, «Школьный автобус». Потом был комплексный проект модернизации образования, в котором принял участие наш район. В настоящее время разработано достаточное количество федеральных программ, в том числе программы патриотического воспитания. Думаю, в нашей стране, народ которой столько вынес, оно должно быть поставлено во главу угла. Как должна строиться эта работа, я хорошо себе представляю, потому судьба подарила мне встречу с удивительными людьми — директором мужского педагогического лицея из Волгограда Федором Федоровичем Слипченко, участницами Сталинградской битвы, ветеранами войны из Москвы. Все они плодотворно занимаются патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Например, ученики Фёдора Фёдоровича не понаслышке знают о местах воинской славы России, они обязательно посещают Куликово и Бородинское поля.
     —   Патриотизм и любовь к Родине не пробуждаются сами собой. Не первый год вы проводите конкурс письма «С любовью...» — к малой родине, к семье, родителям. Педагоги много времени, сил и терпения отдают исследовательской деятельности школьников.
     —   Есть такое приоритетное направление в нашем центре. Сейчас готовимся к очередному этапу состязаний молодых исследователей «Будущее Карелии». Дети в содружестве с учителями проводят настолько глубокие исследования, что становятся лауреатами республиканских и российских конкурсов. И вот какая возникла у меня идея — подключить к этой работе ещё и родителей. Несколько примеров такого сотрудничества показали, как полно может раскрыться интеллектуальный потенциал школьников. Сейчас при нашем центре организовалась группа педагогов, заинтересованных в исследовательской деятельности. На первое занятие, несмотря на грипп, пришли восемнадцать человек. Они будут обучаться сами, обучать других, давать проекты. Ведь школьники, помимо исследований, готовят очень дельные проекты. Эти проекты направлены на улучшение жизни в городе и не требуют больших затрат. Надо только, чтобы их заметили и воплотили в жизнь. Но как добиться, чтобы те, кому положено, сделали то, что положено? Регина Ольхина, ученица Веры Васильевны Цихотской, два года назад подготовила замечательный проект реконструкции небольшого сквера на Пролетарском проспекте. С ним ознакомились, обещали поддержать и... забыли. Чтобы у детей не исчезла вера во взрослых людей, мы решили сами обеспечивать поддержу их проектов.
     —   Получается, чем больше талантливых учителей в школе, тем лучше для детей. Почему же не едут к нам молодые специалисты?
     —   В этом году на работу в район приехали всего пять учителей. Это не только выпускники вузов. Одна семья самостоятельно выбрала Кемь для жительства. Вернулись назад в Панозерскую школу Надежда Васильевна и Геннадий Кириллович Перинга, чему мы все очень рады. Там снова идут уроки английского языка, преподают технологию и ОБЖ.
     Наши аттестации выявили побудительные мотивы для работы в школе: кто-то любит детей, кто-то любит предмет, кто-то любит себя в профессии. Идеально, когда все они сходятся. Когда несколько лет назад мы выдавали целевые направления в педагогический университет, желающих было очень много. Но одна мама сказала: «Татьяна Александровна, моя дочь будет поступать на «финансы и кредит» в университет и «на математику» — в педагогический». Помню, я спросила: «Так это же разные вещи! А какая у девочки мечта? С ней-то как быть?» Допускаю, что часть тех, кто не вернулся в район, так и не определились со своей мечтой. Случайные люди попадают в школу и по другим причинам. Порой от отчаяния, потому что сегодня очень трудно устроиться на работу, а в школе есть свободные ставки. Буквально вчера прочитала, что в одной из школ Карелии учитель очень сильно обидел ученика. Не выдержал, сорвался... Возможно, это обстоятельства одного ряда.
     Мы стараемся работать с молодыми учителями, поддерживать их. Но этого недостаточно. Допустим, взрослые сын или дочь после вуза возвращаются на работу в родной город. Почему они должны жить с родителями? Они имеют право на собственное жизненное пространство! И поэтому должна быть программа обеспечения жильём молодых педагогов. Или такой пример: выпускница вуза решила вернуться в Кемь на работу. Но успела выйти замуж. А для мужа работы в городе не нашлось...
     Бывает очень обидно, когда молодые говорят: «Мы сделаем всё, чтобы не вернуться». Я понимаю, что можно заставить их сюда приехать. Но ничего хорошего, особенно если это связано со школой, в результате не получится. Чтобы жить ярко, о чём-то мечтать вместе с детьми, надо чтобы у тебя и угол был какой-то, и зарплата, и надежда на лучшее. Молодёжь вернётся в район, если и на государственном, и на муниципальном уровне станут решать её проблемы.
     —   Говорят, что директор учебного учреждения теперь должен быть эффективным менеджером. (Почему-то сразу вспоминаются другие директора, не эффективные, но любимые и уважаемые.) Какой же тогда должна быть (или стать) школа, чтобы каждый год хотелось приходить сюда, «как домой после долгой разлуки»?
     —   Может быть, островком безопасности и школой диалога. Средства массовой информации и телевидение настолько нагнетают обстановку, что ребёнку, наверное, страшно жить и взрослеть в таком агрессивном мире. Раньше, выходя из школы, юный человек знал, кем он будет. А сегодня он нацелен на то, что должен быть предприимчивым, должен занять своё место в обществе. Поэтому и задача школы меняется. Она должна готовить, социализировать человека в общество. Сейчас нельзя, как десять лет назад, говорить о том, что школа должна воспитывать разностороннюю личность, готовить ребёнка к жизни. Он не может готовиться к жизни, потому что живёт сейчас. Мы же настолько увлеклись этой целью, что забыли о главном — школа должна создавать условия для того, чтобы ученик учился, общался, развивался, сейчас. А, уже обучаясь, он должен получить возможность для самореализации. По российскому Закону «Об образовании» он имеет на это право. Для этого в школу и приходит дополнительное образование.
     Школа должна оставаться островком безопасности и надежды. Хотелось бы сказать «и любви», но это уж как получится. При том, что все мы люди разные, надо стараться притираться друг к другу. И сочувствовать обязательно. Учителю — чаще ставить себя на место ученика... Он должен понимать (при всём уважении к стажистам), что сегодня дети другие, потому что время другое. Они — дети своего времени. И как бы мы ни ссылались на то, что было раньше, сегодня это просто не пройдёт. Президент объявил новую инициативу. Там красной нитью проходит создание безопасных условий для того, чтобы ребёнок мог учиться, воспитываться, получать дополнительное образование. Такой и должна быть современная школа.


<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60