Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Образование
Учимся маркетингу по книге Татьяны Сачук
Девятый Российский конкурс образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения кадров в области муниципального образования для ученого-экономиста, руководителя кафедры экономики Карельского филиала СЗАГС, доктора экономических наук Татьяны Сачук завершился победой. За разработку учебного пособия «Территориальный маркетинг» и одноименный учебно-методический комплекс ей присвоено звание лауреата этого престижного конкурса и вручен Диплом первой степени.

Людмила МИШИНА


     Конкурс проводился в Сочи в рамках Российского форума содействия муниципальной реформе (среди ученых, практиков-управленцев он известен как Муниципальный форум).
     Его организаторы — Минэкономразвития РФ, Российский научный центр государственного и муниципального управления, Государственный университет управления, Российский государственный социальный университет, филиал Некоммерческой корпорации «Америкен Бар Ассоушиейшн СИИЛИ, Инк» (США) в РФ.
     В этом году участники форума вынесли на обсуждение такие злободневные вопросы, как влияние экономического кризиса на функционирование и развитие муниципальных образований, противодействие коррупции на местном уровне, социальные и экономические причины отставания регионов, местное самоуправление в оценках молодежи и другие.
     —   На всех заседаниях, дискуссионных площадках шел заинтересованный разговор, — делится впечатлениями Татьяна Сачук. — Муниципальный форум оправдал свое назначение и название. Я, как представитель вуза и ученый, считаю, что в сфере муниципального менеджмента мы подошли к этапу, когда понятны многие просчеты прошлого, есть возможность анализировать различные подходы к планированию и непосредственному развитию территорий.
     Стоит остановиться на вопросе, почему учебное пособие из Карелии оказалось столь высоко оцененным.
     На мой взгляд, первая и главная причина: все, о чем говорит его автор, замыкается на одну сквозную мысль. Стоит вчитаться внимательно:
     «Создателем благ и пользы на территории является человек, который использует для этого все возможные средства, — деньги, свои деловые и интеллектуальные способности и другие ресурсы.
     Территория должна научиться эффективно использовать и воспроизводить ресурсы, основным из которых является человек — житель данной территории.
     Жители территории — это ее основные внутренние инвесторы... Территориальный менеджмент должен быть направлен на создание на территории возможностей для развития жителей, в том числе развития их частных инициатив в виде бизнес-деятельности и самозанятости. В этом случае у территориальных органов власти появятся финансовые ресурсы, которые могут быть в дальнейшем использованы (перераспределены) для решения социальных задач».
     Люди, качество их жизни, труда, отдыха — вот один из первых маркеров уровня развития территории.
     Как отмечает Т. Сачук, территория наконец-то стала выступать особым объектом сравнительного анализа при выборе человеком места применения своего трудового потенциала и имеющихся финансовых, инвестиционных, инновационных, социальных ресурсов.
     Выполнение социальных задач в муниципалитете или в регионе не может быть обеспечено в полном объеме финансовой поддержкой государства. Учтем, что мобильность современного человека значительно возросла, он уже «не привязан» пропиской, но имеет широкие возможности выбора места проживания, смены профессий, видов деятельности. С учетом ряда других факторов управление территорией становится особой наукой, требует изучения ресурсов и потенциалов, планирования развития и сотрудничества с существующими и потенциальными инвесторами.
     Учебник, посвященный предмету достаточно новому, охватывающему массу серьезных теоретических вопросов, написан, как говорится, человеческим языком. Даже в разделах, где речь идет о специальных экономических категориях, практически не спотыкаешься на иностранных словах, терминах, которыми, как правило, переполнены научные публикации. А глава, посвященная потребителям ресурсов и общественных благ (то есть людям, нам с вами), просто увлекает. Ведь действительно интересно посмотреть на себя как на оценщика, на того, кто делает выбор, узнать о собственных очевидных и скрытых мотивациях.
     В течение нескольких лет Татьяна Сачук руководит центром «Муниципальный консалтинг» в Карельском филиале Северо-Западной академии госслужбы. Проведены десятки семинаров с руководителями местных органов власти, подготовлены методические рекомендации по запросам районов республики.
     Среди экономистов и управленцев существуют различные точки зрения по поводу понятия «территориальный маркетинг». Но то, что управление любой территорией должно основываться на продуманном теоретическом фундаменте и, в конечном счете, вести к созданию оптимальных условий жизни для людей, конкурентоспособности самой территории, никто спорить не будет. Особенно очевидно это стало в ситуации экономического и финансового кризиса.
     Татьяна Сачук убеждена, что «выравнивание» уровней развития субъектов за счет перераспределения денежных средств, сырьевых и других потоков приводит к иждивенческим настроениям и падению интересов областей-доноров. Другая модель — «поляризованного развития» (когда ресурсы для максимальной эффективности сконцентрированы в «точках») тоже нельзя назвать социально ответственной политикой.
     «Необходимо выработать новую модель отношений между федерацией и субъектами, а также между субъектами, — цитирую еще один ее тезис из учебного пособия «Территориальный маркетинг», — в которой государство стимулирует определенную состязательность между субъектами, но не допускает доминирующего положения отдельных субъектов».
     Представители муниципалитетов из различных регионов России отметили, что пособие Т. Сачук — это и методики исследований, перечень параметров, по которым надо делать постоянные замеры. В книге приводятся примеры, как эти методики применялись на практике в Петрозаводске, в районных центрах и какие результаты были получены.
     Привезла наша землячка с форума не только диплом лауреата, но и материалы, разработанные в других регионах и научных центрах, а также фондом «Устойчивое развитие».
     В настоящее время в России 407 вузов, где осуществляется подготовка специалистов по программе «Государственное и муниципальное управление», 57 из них — филиалы различных университетов, академий. Ежегодно 34000 выпускников этих вузов получают соответствующие дипломы. В том числе, в Карельском филиале СЗАГС. Есть кого учить и у кого учиться.

<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60