Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Образование
Я б в учителя пошел, только нет вакансий
Не секрет, что получить «хлебное место» (для души и кошелька благодатное) проблематично, конечно, если у тебя нет полезных знакомств и богатого опыта работы. Устроиться же по профессии, согласно полученному образованию, сложнее вдвойне. Совсем необязательно быть дипломированным политологом или дипломатом, проживающим в Карелии, сегодня не только выпускники «экзотических» или чересчур востребованных юридическо-экономических факультетов ищут работу и не могут найти.

Дмитрий ГОЛУБЕВ


«О, Муза, наша песня спета!»


      Петрозаводчанка Елена с детства была ребенком творческим — не только нравилось рисовать, но и получалось у нее это очень хорошо. Одним словом — талант! Поэтому после школы выпускница совершила вполне логичный шаг — поступила на худграф Петрозаводского педагогического колледжа, а после закончила и отделение «Изобразительного искусства и дизайна» Факультета технологии и предпринимательства КГПУ. В июне этого года девушка стала дипломированным специалистом, казалось, час пробил — весь мир у ее ног. В отличие от некоторых студентов, поступающих в университет с одной целью — получить хоть какую-нибудь «вышку», у Лены выбор был осознанным, четко определилась она и со своей будущей профессией. Знала точно: ее призвание — преподавать ИЗО в школе.
      Однако распределение в вузе оказалось чистой формальностью: члены комиссии уточнили, где выпускница хочет работать, развели руками и сообщили: «В школах мест нет!». Девушка решила проявить самостоятельность и обратилась в Управление образования, посчитав, что молодого специалиста, готового идти трудиться в школу, практически на любых условиях без работы не оставят. Оставили. На Ленин вопрос: «Не требуются ли педагоги в учреждения дополнительного образования?», также получила отрицательный ответ.
      После первой неудачи Леночка не растеряла бодрость духа и зашла в Службу занятости, но, оказывается, там, выпускникам ТиПа предлагают только непрофильные вакансии — в основном связанные с торговлей, например, стать менеджером по продажам. Смирившись с печальным положением дел и оставив мечту об учительстве, молодая художница решила найти работу, где пригодились бы навыки, полученные за годы обучения. Как посоветовали специалисты в сфере занятости населения, она оставила резюме и отправилась по дизайнерским агентствам Петрозаводска. Но оказалось, что и те укомплектованы кадрами полностью. В одной из контор добрый человек (то ли в шутку, то ли всерьез) посоветовал ей организовать свое дизайнерское агентство и составить конкуренцию. Все бы хорошо, но для того, чтобы начать собственное дело, нужен стартовый капитал, а для того, чтобы получить стартовый капитал, неплохо было бы обзавестись хотя бы стартовым пистолетом. Ни того, ни другого у художницы нет.
      Впрочем, и многие из однокурсников Лены пребывают в похожей ситуации, несколько из них, правда, по знакомству нашли работу, увы, но в сферах далеких от «изящного искусства» или учительства. В итоге, не найдя работу по основной специальности или хотя бы близкой к ней, молодой художник-дизайнер в данный момент активно ищет хоть какую-нибудь работу, приносящую деньги.

Проблема приобрела социальный характер


      Даже в более благоприятные времена проблема трудоустройства выпускников была остра и нерешаема, что уж говорить о дне сегодняшнем. На дворе правит бал финансовый кризис, потому всем без исключения начинающим специалистам (наравне, кстати, с безграмотными и трудоспособными инвалидами) в сложившихся условиях трудоустроиться практически невозможно.
      Точной статистики по безработице среди выпускников учебных заведений в России нет. Но, по словам ректора университета им. Баумана Игоря Федорова, более 80% учащихся высшей школы по окончании вуза нуждаются в помощи при трудоустройстве. С далекого 1990 года (напомним, что тогда была отменено централизованное распределение выпускников) проблема трудоустройства вчерашних студентов приобрела, по словам ректора, социальный характер. И, несмотря на огромное количество разнообразных федеральных и региональных программ, документов, специально созданных комиссий и центров содействия занятости выпускников, молодых дипломированных специалистов, мечущихся в поиске работы, меньше не становится ни в стране, ни в нашей республике.
      К примеру, как сообщает официальный сайт Министерства труда и занятости населения РК, в первом полугодии 2009 года предприятиям и организациям больше всего требовались подсобные и разнорабочие, а также продавцы, военнослужащие по контракту и медсестры, чуть меньше специалисты остальных рабочих профессий. Немного, но были замечены в республиканском перечне востребованных специальностей и вакансии для людей с педагогическим образованием, таким, как воспитатель детского сада (61 вакансия) и учитель английского языка (21 вакансия). Преподаватели же словесности, географии и биологии, физкультуры и ИЗО, а также остальные учителя-предметники сегодня на рынке труда не востребованы. Кстати, в соседней Финляндии финансовый кризис тоже нанес сильный удар по рынку труда. Пусть в Суоми учителя находятся в большем почете, востребованы и врачи, но молодые юристы, экономисты, программисты и провизоры испытывают с трудоустройством не меньшие проблемы, чем в России.

Расширяйте кругозор


      На электронной бирже труда петрозаводского МУ «Центр содействия занятости молодежи» на сегодня оставлено около 6 тысяч резюме от юных соискателей, каждую неделю добавляется около 30 новых кандидатов. Как отмечают специалисты, за июнь и июль этого года к ним обратились около 1500 человек от 14 до 30 лет, из которых 190 ребят в этом году закончили учебные заведения. Как показывает практика, за последние полгода только 40% соискателей с дипломом нашли работу по профессии, остальные решили попробовать себя в других сферах. А большим спросом у молодежи пользуются вакансии менеджеров. Всего же на сегодняшний день в базе «Центра содействия занятости молодежи» находится около 300 карельских предприятий, предлагающих для ребят 350 различных вакансий, в основном по рабочим специальностям.
      «Мой совет молодым специалистам — расширять свои знания, умения и навыки в разных сферах жизни и в разных профессиях. На сегодняшний день — это самый верный способ нормально трудоустроиться, — отметила координатор программ «Центра содействия занятости молодежи» Елена Клементьева. — Кроме того, мы регулярно проводим Ярмарки вакансий для молодых специалистов, на которых можно лично пообщаться с потенциальным работодателем и получить ответ на все интересующие вопросы. Ближайшее мероприятие состоится в Петрозаводске 20 сентября, информация о времени и месте проведения появится позже в СМИ и на «Молодежном портале Карелии», следите за информацией».

Творчество Гумилева в сфере строительства


      Что и говорить, за последние 19 лет назрела острая необходимость вырабатывать новые механизмы дальнейшего трудоустройства выпускников. Будет ли это квотирование рабочих мест для молодежи на государственных предприятиях или создание условий, при которых работодатель-частник будет заинтересован в привлечении на работу молодого человека? Вероятно, стоит и самим учебным заведениям пересмотреть свою политику: зачем, в конце концов, подготавливать специалистов, для которых сегодня в республике нет работы? Разве лишь для того, чтобы российские дворники, разнорабочие или продавцы продуктовых магазинов имели высшее юридическое образование, могли на перекуре завести с коллегами-строителями диспут об акмеизме или козырнуть перед покупательницей нижнего белья знанием космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы.
      Может быть, стоит даже вернуться к забытой (но, как показывал опыт, действенной) практике целевых наборов, а также централизованного распределения молодых специалистов, обучающихся на бюджетной основе. Но и здесь сегодня без трудностей, вероятно, не обойдется.
      В интервью нашей газеты еще года два назад ректор ПетрГУ Анатолий Викторович Воронин отмечал, что идея эта обсуждается. «Во времена СССР такая практика существовала, и выпускник был обязан отработать три года в том месте, куда его направляли при распределении. Я не исключаю, что она снова будет введена, — отметил он. — Думаю, что в этом нет ничего плохого: если государство предоставило человеку возможность получить за счет государственного бюджета образование, то оно имеет право направить его отработать определенное время в определенном месте. Разумеется, при этом должны быть созданы условия для нормальной жизни и работы в городе, селе или деревне. Чаще всего из-за этого и возникают проблемы с нежеланием выпускников ехать после окончания вуза на работу в районы и сельскую местность. Распределение практикуется во многих европейских странах, в том числе и у наших северных соседей, и никто не считает это нарушением прав человека. Но стоит отметить, что предстоит еще серьезная дискуссия, потому что требуется внесение изменений в законодательство, и потребуется не один год для того, чтобы прийти к этой системе. Что касается обучающихся за деньги, то они вряд ли подпадут под это ограничение. Я не исключаю и того, что распределение будет касаться лишь некоторых специальностей, дефицит которых существует в районах и сельской местности». Впрочем, до сих пор видимых изменений в этом вопросе нет.
      В любом случае, проблему трудоустройства выпускников пора решать, главное делать это комплексно.

<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60