Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Образование
Нужна ли в школе «история религии»?
«Российская газета», в связи с тем, что был дан старт эксперименту в ряде школ различных регионов России по введению предмета «История религии», объявила дискуссию по этому вопросу.

Э. СТЕПАНОВА,
заслуженный учитель Карелии, кандидат педагогических наук


      Я думаю, сегодня уже не надо доказывать никому, что только твердая опора на прошлое — необходимая основа будущего. Ибо осознавая прошлое, уясняем современное глубже, изучая смысл былого, раскрываем смысл будущего.
      Нельзя терять связующую нить между прошлым, настоящим и будущим. Теряя ее, общество начинает заболевать — происходит духовный кризис, что мы видим сегодня: жизненные ориентиры у многих оказались утрачены, идеалы попраны, безверие, испорченность нравов, разврат, наркомания, детская преступность и проституция не прекращаются.
      И вот дискуссия: вновь поднимается вопрос – нужен ли обязательный предмет «История религии»? Меня удивляет постановка вопроса заслуженным учителем России Е. Буниловичем в дискуссии с председателем Синоидального информационного отделения Русской православной церкви профессором МГИМО В. Легойдой. Е. Бунилович считает: «…главная ошибка (в ведении курса «История религии» — Э. С.) заключается в обязательности введения его» и далее «…я считаю, что общество решает, а не власть этот вопрос».
      Во-первых, с каких это пор государственная власть не является выразителем интересов общества, а вот он, Бунилович, — является? Единственно, в чем Бунилович прав, так это в том, что в советское время, да и сегодня, нет объективных, нормальных учебников истории, раскрывающих роль православия в развитии, более чем тысячелетней истории культуры и духовно-нравственного опыта жизни русского народа в православии.
      Правда, есть огромный труд доктора исторических наук С. Переведенцева «Смысл русской истории» (изд. «Вече», М., 2004 г.) и «Россия великая судьба» (изд. «Белый город», М., 2007 г.), который должен быть таким учебником в школе, поскольку в нем дается объективная картина развития нашего отечества в православии.
      А Е. Бунилович прав лишь в одном, что в школе «…идет перегрузка за счет того, что вводится масса одночасовых курсов». «Например, — пишет он, — нужно экологическое образование — вместо того, чтобы экологические идеи появились в курсах химии, физики, биологии, географии, появляется одночасовой курс «экология» — это абсурд. Или вводится один час на курс «Нравственное воспитание», и тут же все становятся воспитанными. Одночасовые предметы необходимо интегрировать в базовых учебных предметах». И это совершенно верно. Но есть предметы, которые являются базовыми для всех — это философия и история — конечно, если в них объективно отражены данные наук. Беда сегодня в том, что наши школьные учебники оказались односторонними, из их содержания выбросили то, на чем строилось государство российское.
      Историки разных лет в своих трудах показывали, что православие связывалось в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, сохранит себя и свою культуру. Закрепившись в виде одной из основных форм русского самосознания, православие активно формировало своеобразные черты духовности и русского понимания истории, философии. Православие в форме духовной радости и жертвенного аскетизма, идее братства и смирения больше всего соответствовало русскому характеру и становлению России на крепких началах единства. Именно тогда, благодаря православию, возник тот русский народ, который и создал великое русское государство.
      Так, когда князь Владимир вводил христианство, то наряду с экономическим развитием, он в не меньшей мере заботился о превращении своего народа в просвещенную нацию, открывая перед ним перспективу новой духовной жизни в православии. И первое, что он сделал, по свидетельству летописца — велел «…собрать лучших людей детей и отдать их в книжное обучение». По существу, при храме он открыл первую православную школу на Руси, где педагогами были монахи, самые грамотные люди в тот период.
      Если мы хотим, чтобы связь поколений не прерывалась, крайне необходимо сумму знаний, отражающих объективное содержание отечественной национальной истории и опыта жизни духовно-нравственного развития нашего народа, его культуры, зиждящегося на основах православия, донести до каждого школьника обязательно. Конечно же, необходимо, чтобы оно определялось государственными программами и вошло в школьные учебники, прежде всего, истории и литературы. Вот почему крайне необходим курс «Истории православной религии», а не просто «История религий», потому что мы живем в России, учимся в русских школах, говорим на русском языке и должны знать свою русскую историю и религию, на которой росла наша Родина до начала ХХ в.


<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60