Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Образование
Педагогический колледж:
разумное соотношение теории и практики
Педагогическому колледжу уже исполнилось 106 лет. Завидное долголетие! В его здании когда-то была и семинария, и курсы красных учителей, и несколько разных техникумов. О нынешнем дне колледжа рассказала НАТАЛЬЯ ШЕВЕЛЕВА, заведующая научно-методическим центром.

Олег ДОИЛЬНИЦЫН, фото автора


     –   Начну с наших новых непедагогических специальностей. Их появление связано с новыми условиями финансирования и потребностями в кадрах республики. Так, второй год у нас существует специальность «Туризм». Обучение бесплатное. Это очень важно, потому что у нас много конкурентов, в первую очередь Петровский колледж. О результатах пока говорить рано, но если говорить о процессе становления, то пока у нас все получается. Удалось договориться с фирмами о прохождении практики, и наших ребят они охотно берут. Мы считаем это важным достижением, разрабатываем экскурсионные программы по городу, по республике. И сейчас мы работаем над организацией зарубежной практики для студентов.
     Из новых и специальность «Реклама». По этой специальности обучение платное. Специальность «Реклама» аккредитована, уже было несколько выпусков. И практически все выпускники показывают хорошие результаты. Эта специальность впрямую связана с новейшими технологиями. При выполнении дипломных проектов от ребят требуется сдать готовую рекламную продукцию, а мы обеспечиваем все, что требует от выпускников Госстандарт.
     У нас три очных отделения и одно заочное. Еще одна новая специальность, но уже на заочном отделении — «Государственное муниципальное управление». Эти люди, как правило, уже работают в администрациях местного управления и стремятся повысить свой статус на рабочем месте. Специальность очень хорошо развивается. В этом году был первый выпуск, и защита дипломов прошла весьма успешно.
     Из педагогических специальностей направлений у нас очень много. Традиционно обучаем преподавателей начальных классов, и кроме основных дается много дополнительной подготовки. Например, в области коррекционного обучения. Периодически набираем ребят на эту специальность, но большой востребованности нет. Коррекционная развивающая педагогика необходима для работы с детьми, имеющими какие-то отклонения от нормы.
     Вот, к примеру, какие специализации у педагогов начальных классов: дополнительная подготовка по информатике, учитель русского языка и литературы. Есть допподготовка в области карельского языка. Очень интересная специализация — управление школьным учреждением инновационного типа. Мы готовим таких управленцев, которые сразу могут работать завучем, только практического опыта останется набраться. Но все современные подходы им уже известны. Так вот половина группы получает эту специальность, а другая половина — основы бухгалтерского дела.
     «Иностранный язык» идет со специализацией «краеведение и экскурсионная деятельность». Так что помимо преподавания иностранного языка (не только в начальной школе, но и в общеобразовательной) они могут работать и экскурсоводами как на русском языке, так и на иностранном.
     Вторая их специализация — переводчик деловой документации. К ним уровень требований очень высокий, и мы его даем.
     В прошлом году мы отметили 50-летие музыкального отделения. Интересная специализация — арт-менеджер. Проще говоря, это организатор досуговых мероприятий и презентаций. Дополнительный приработок никому не помешает. Другая специализация — руководитель детского музыкального оркестра — в школе, детсаду, где угодно. В основном в ход идут народные инструменты, в частности, кантеле. У нас работают очень сильные преподаватели, признанные и за пределами республики. К нам приходят ребята с базой в девять классов, что мы считаем важным.
     В республике требуются педагоги дополнительного образования. Они также получают дополнительную подготовку инструктора детского и молодежного движения. Во время учебы работают с крупными общественными организациями, такими, как «Инициатива», AWARD. Получают колоссальный опыт организации молодежных объединений, и эта хватка уже чувствуется у тех, кто учится на третьем курсе. А вторая подгруппа готовится к тому, чтобы работать с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Такие специалисты сегодня тоже очень востребованы.
     Интересно и отделение физической культуры. В этом году второй курс — это группа олимпийского резерва. Они подбирались целенаправленно по запросу Госкомитета по спорту. Почти половина их уже является кандидатами и мастерами спорта, чемпионами города и республики. Участвуют и в соревнованиях российского уровня. Как правило, с учебой у таких ребят не очень хорошо в силу того, что они часто выезжают на различные соревнования и сборы. Но все, что требуется, они отрабатывают и сдают. Нередки случаи, когда в прошлом знаменитые спортсмены, окончив выступления, остаются без куска хлеба. Нашим выпускникам это не грозит, ведь они получают дипломы и потом могут работать тренерами, учителями физкультуры и ОБЖ в школе. И еще у них идут специализации спортивный туризм и аэробика.
     У нас также учатся изобразительному искусству и черчению со специализациями компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, технический труд — то, что сегодня называется технологией, начиная с работы ножницами до металлообрабатывающих станков. Кроме этого внутри своей специальности они занимаются живописью и графикой. В этом году ребята ездили на практику на остров Кижи, жили там шесть дней и писали природу и архитектуру. Свои работы они представили на итоговой выставке. При том, что в Кижи постоянно ездят студенты Славянского университета, москвичи и те, кто учится в Санкт-Петербурге, наши ребята достойно выглядят на их фоне.
     Также учим студентов делать керамику. Оборудование и база для этого имеются.
     Проблема сейчас с детскими садами, поэтому на отделение дошкольного образования ложится большая нагрузка. Воспитателей нужно много. Сюда поступают на базе 11 классов. Здесь тоже есть допподготовки — в области информационных технологий. Не секрет, что воспитатели в детском саду с трудом работают на компьютере, даже молодежь. А ведь еще лет восемь назад специалисты выпускались без этих навыков, о людях более старшего поколения и говорить нечего.
     Одна из специализаций — «Семейное воспитание» — выпускники по ней могут работать гувернерами. Они получают базовое дошкольное образование, овладевают всеми методиками. Очень востребованная профессия, между прочим. За этой специальностью — будущее. Также выпускников готовят для работы с детьми с дефектами речи. Таких детей теперь очень много, и эта проблема номер один в детсадах и школах. Учителя начальных классов приходят в ужас — сколько плохо говорящих и плохо слышащих. Сегодня в каждом классе сидят несколько человек, с которыми надо работать индивидуально. А ведь логопедов из школ убирают, хотя они там жизненно необходимы.
     У будущих учителей информатики различные специализации, например, руководитель ресурсного центра, 1С- программирование и организация деятельности информационного центра.
     Разговор продолжила Елена Игнатович, замдиректора по инновационному развитию:
     —   80% учащихся — представители села. Не секрет, что учителя, преподающие информатику, часто переквалифицировались из физиков или математиков, им трудно выполнять инженерную составляющую работы. Мы пытаемся ликвидировать этот пробел и научить наших студентов работать с платформой 1-С, чтобы школа могла экономить деньги на переучивании специалистов, что очень дорого. С другой стороны, школе важно также быстро усваивать все новые продукты — информационные технологии, потому что все они очень полезны. Еще один плюс в этом, что у студента появляется возможность дополнительного заработка.
     Студенты третьего курса работают в школах вахтовым методом. Если в школе нет учителя английского, сразу же выдают предписание, так как нарушаются права учащихся в получении образования, которое государство гарантирует. Сейчас, в частности, шесть студентов третьего курса несут трудовую вахту по месяцу, полтора — два. Чрезвычайно востребованная специальность. А студенты вузов не хотят ехать в сельские школы.
     —   Спросите любого директора школы — какого выпускника он возьмет к себе на работу? — снова вступила в разговор Н. Шевелева. — Вам ответят: из педколледжа берем! На одном из совещаний директор школы высказалась по этому вопросу, что наш выпускник приходит на работу и четко знает, что ему делать. Выпускники вузов теоретически, конечно, подкованы, но вот практики им часто не хватает. А мы в первую очередь ориентированы на практику. И соотношение теории и практики в нашем колледже самое разумное. Плюс мы более мобильные, можем вводить дополнительные специализации, не боимся экспериментировать. Учитель начальных классов и он же бухгалтер, к примеру. У университета согласования с органами управления более сложные и длительные, чем у нас. Мы гораздо быстрее реагируем на изменения на рынке труда. Вот, например, организовали обучение на специалистов по управлению. Не всем по карману окончить академию госслужбы.
     Если говорить о качестве подготовки, то студенты на госэкзаменах получают достаточно высокие оценки. Существует такое понятие, как аккредитационный показатель. По группе такой средний балл должен быть 4,1. В том году только две группы до него чуть-чуть не дотянули. Зато другие группы показывали результат 4,5 и даже 4,7.
     Наш студент должен дать определенное количество уроков в течение года. И на каждом рядом с ним сидит методист, с которым позже проходит доскональнейший разбор урока. Вместе анализируют, если что-то не получилось или, наоборот, получилось. Этот подход — традиция, которая была заложена в самом начале.
     Надо сказать и о том, что четыре года назад у нас прошла реорганизация. Нас объединили с социально- педагогическим колледжем на улице Красной. Процесс был очень болезненным и для педагогов, и для студентов. Все-таки коллективы разные, разные традиции, разные подходы. Но постепенно притираемся. Шесть корпусов у нас стало, и всеми ими успешно руководит директор Римма Ермоленко. Семь лет назад она пришла на эту должность, и за это время колледж изменился до неузнаваемости. От старого осталась только кирпичная стена в нашем музее. База развивается очень активно. Оборудовано шесть компьютерных классов, мультимедийные залы. С учебниками есть сложности, да и стоят они немало. Поэтому мы их ксерокопируем, подключаем электронные ресурсы, с которыми студенты могут работать.
     В колледже прекрасный спортивный зал, оборудование для которого нам подарил в прошлом году к 105-летию колледжа Госкомспорт. Максим Антипов, его председатель, ведь наш выпускник и нас не забывает, что очень приятно. Так что теперь все соревнования высокого уровня проходят у нас. А актовый зал обладает прекрасной акустикой, и консерватория проводит у нас не только свои экзамены, но и концерты.

<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60