Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Общество
Танец, как факел...
...Возвращаясь вечером домой, часто прохожу мимо довольно популярного кафе. Владельцы у этого заведения меняются часто. С каждой сменой хозяина обновляется вывеска, стиль рекламы. В тот вечер снова про себя отметила новый зазывающий аншлаг над дверями заведения, а в окнах... Фигуры молодых полуобнаженных женщин, исполняющих что-то типа танца живота прямо на подоконниках, сначала приняла за некое наваждение. Вызывающе сексистская (эксплуатирующая половые особенности) реклама у многих прохожих вызывала недоумение.

Людмила МИШИНА


     Я достала из сумки фотоаппарат и начала снимать танцовщиц. Красотки, поняв, что могут попасть в кадр, стали отворачивать лица. Сделав несколько кадров, решила, что подойду к женщинам. Журналистский и человеческий интерес подталкивал поинтересоваться у них самих, что заставило несчастных оголяться и изображать таким образом «красоту». В помещении кафе ко мне подошла дежурный администратор (тоже женщина) и на мой вопрос о телах в окнах по-простому объяснила: «Здесь частное заведение!»
     С самими танцовщицами мне переговорить не разрешили. Три охранника любезно-настойчиво попросили... не беспокоить девушек. Со своей стороны пообещала, что использую свои профессиональные и общественные возможности, чтоб в администрации города завтра же узнали, какая реклама набирает обороты в данном заведении. А еще запущу снимки и их обсуждение в социальные сети Интернета.
     Честно скажу, в спину меня не вытолкали. Предполагаю, что только боязнь огласки и возможного недовольства властей стали причиной того, что больше в этих окнах извивающихся тел не видно.

Танец там, где бессильны слова


     После инцидента с «танцовщицами на подоконниках» (так я их условно окрестила) очень хотелось познакомиться с людьми, которые не делают из занятий танцами бессовестный бизнес и не занимаются этим ради самолюбования или какого-либо другого корыстного интереса.
     Господь посылает нам навстречу людей, в которых есть нужда. Свидетельство тому — мое знакомство с петрозаводчанкой Айдой Камал. В обыденной жизни ее имя — Татьяна.
     В мире танца, где она становится все больше известна как руководитель танцевальной группы «Ассалам», именно Айда Камал.
     Этим двойным именем молодую женщину нарекли представители арабской общины в Карелии. Посмотрев подготовленную ею программу из народных арабских танцев, представители арабо-мусульманской культуры признали: это — достойный уровень, это подобно образцу, совершенству (Камал). Айда — тоже известное в танцевальном мире имя. Мадам Айда Нур — одна из легенд арабских танцев в Египте, Айда Хассан — широко известная исполнительница в России.

Чтоб встретились Восток и Запад


     Так для чего и почему уроженка юга России, нынче жительница одного из самых северных регионов страны упорно осваивает танцевальные техники и стили, переводит песни с арабского? Для чего ей египетская табла (барабан), поиски помещений для репетиций и иные хлопоты? Ведь могла бы заниматься стабильным лесным бизнесом, а не уходить с головой в занятие, ради которого перевернула свою жизнь.
     —   К определенному времени я поняла: не вижу смысла ни в чем, что приходится делать менеджеру десять часов в офисе. Бумаги, звонки, согласования, связанные с этим бизнесом (и моей зарплатой тоже), раздражали. Сейчас понимаю, что немного затянула с решением полностью уйти в изучение и исполнение танцев. Наверно, тогда еще не до конца окрепла душа, были опасения и неуверенность, — так говорит Айда о непростом решении в начале творческого пути.
     —   Все же с чего все началось? Что зацепило? — интересуюсь у своей знакомой, общения с которой я и сама заведомо желала.
     —   В 2004 году из любопытства записалась в танцевальную группу. Многие знакомые девушки тогда увлеклись танцами. И я за ними. Почувствовала, что нравится и даже что-то получается, — откровенно и подробно рассказывает Айда. — Через некоторое время, когда стала осваиваться, когда накопился багаж знаний, осознала: понимание арабского танца, которое существовало в школе на тот момент, мне не созвучно. Чувство это проявлялось на физическом уровне: я просто не смогла однажды переступить порог танцкласса. В творчестве, конечно, могут быть разные пути. Мне хотелось добраться до сути, понять тайну арабского танца. Ведь в нем происходит слияние необычных ритмов и мелодии, тела и души человека. Ради ответов на подобные вопросы решила самостоятельно во всем разобраться.
     —   Многим девушкам достаточно выучить несколько движений плечами и животом, обернуть себя тканью поярче — и вот я, исполнительница восточных танцев. Примерно с таким пришлось встретиться?
     —   К несчастью, на упрощенные представления пожизненно обрекают себя многие исполнители и зрители, — делится размышлениями собеседница. — В современном обществе сделано все для снижения планки зрительского вкуса во всех областях искусства. Обидно за людей и за подобное упрощение многозначности и возможностей танцевального искусства. Я не хотела оставаться на таком уровне! И в то же время боялась вступить на путь познания. Потому как спонсоров нет. Базы для организации репетиций собственных групп нет. Поймут ли родные и друзья — большой вопрос...
     Восток часто сравнивают с душой. Западу присваивают качества разума, рациональности. Так ли однозначно и жестко разделены эти понятия и состояния?
     Чтоб приблизиться к тайнам души танца, пришлось... разумнейшим образом осваивать новые знания. Началось штудирование арабского языка. Кассеты и диски с записями концертов лучших танцоров и мастер-классов Айда заказывала везде, покупала их в Москве и Санкт-Петербурге. В Интернете в начале 2000-х еще не было развитых сетей с доступными видеозаписями. Штудировала литературу, узнавала адреса лучших столичных танцевальных школ.
     «Правильность» полученной информации проверяла, как говорится, на себе — наблюдала за своим телом, ощущениями от движений. Ведь она хотела знать, понимать, уметь. Потому старалась. Совершенство — удел терпеливых.
     —   Работа над танцем всегда начинается с выбора музыки. Арабскую музыку надо любить, пропитаться ею. Задача танцовщицы, исполняющей арабские танцы, — визуализировать музыку, сделать ее видимой для слушателя посредством точно подобранных движений и соответствующего настроения, — продолжается увлеченный рассказ моей собеседницы. — Тело танцовщицы — это еще один инструмент в арабском оркестре.
     Группа единомышленниц вокруг такого увлеченного человека просто не могла не сформироваться. Люди, как правило, всегда чувствуют, ради чего запускается тот или иной проект, программа. К инициативам Айды трудно применять подобные понятия. Ее желание — совершенствоваться самой и помогать другим женщинам через музыку и танец открывать красоту, совершенствовать свое женское начало.

Женщины танцуют! А не размахивают волосами…


     Когда-то, в 30-х годах прошлого века, в Египте появились ночные клубы, где танцевальные номера начали исполнять девушки с оголенными телами, подражая западному кабаре с его навязчивыми шоу. Таково было влияние представителей западной культуры, которые решили разнообразить «развлечения» номерами из танцевальной практики Индии и других колониальных территорий. Ничего общего с национальным египетским (шире — арабским танцем) подобное не имеет.
     —   Выразительность танца основана не на количестве обнаженных участков тела, — уверена Айда Камал. — Более того, костюм, сочетание его деталей, цветов — это часть комплекса. Готовя очередной танец, мы всей группой обсуждаем фасоны, ткань, форму ворота и пояса, проверяем детали на соответствие выбранному стилю. Я считаю, что первым делом необходимо изучать фольклор арабских стран, потому что фольклор — это база. Танец должен служить отражением культуры нации, традиций, обычаев и жестов.
     Для того чтобы помочь этому виду танца в России, необходимо создать ему хорошую репутацию, самому быть примером образцового поведения. В таком случае не возникнет необходимости доказывать, что, например, танец «танец живота» — это не стриптиз. А исполнительница танца — вовсе не стриптизерша.

Как появляются друзья


     Переводы с языка оригинала для танцевальных номеров группы «Ассалам» помогает делать Рафат Амер, араб по происхождению, российский врач по профессии. Он же — руководитель общественной организации «Общество карело-арабской дружбы». Помогают также другие арабы, которые учатся и работают в нашей республике.
     Одной из репетиционных площадок и местом выступлений группы с недавних пор стало помещение в Центре национальных культур Республики Карелия, расположенном в центре Петрозаводска. Равные права для занятий самобытным искусством всех народов края поддерживает «Союз народов Карелии», Министерство культуры и по связям с общественными организациями РК.
     Айда считает, что новые возможности, укрепление дружеских связей дорогого стоят. Группа выступает не только по приглашениям «профильной» публики, например, на днях арабской культуры. А чем плоха аудитория в районных центрах? Наоборот, люди в глубинке с интересом смотрят, наслаждаются необычными танцами в концертах программ «Дни культуры народов Карелии».

Что делает женщину красивой


     —   Каждое занятие начинается с волшебного слова: «Расслабились!», — рассказывает об особенностях методики подготовки танцовщиц Айда. — Знаете, что труднее всего дается нашим женщинам, без разницы в возрасте? Выйти в круг и станцевать под красивую музыку перед другими женщинами! Комплексы, настороженное отношение к внешнему миру, недооценка собственной личности не позволяют раскрепоститься. Потому в начале занятий большинство девушек и женщин должны преодолеть этот барьер. Иначе танец «не пойдет», не появится пластика, энергия в движениях, не выстроится сюжет танца.
     Согласитесь, то, о чем говорит Айда, надо дополнить еще и тем, что наши женщины всех возрастов повязаны стереотипами, глупейшими «стандартами красоты», переизбытком обязательств ненужных, придуманных.
     Айда не скрывает своего желания:
     —   Женщина, которая занимается творчеством, может себе и окружающим людям открывать особую красоту мира и человека. Я вижу, как преображаются девушки и женщины, как растет их мастерство. Хочу помогать им становиться по-настоящему красивыми.
     ...Одно из любимых воспоминаний отца Айды Камал относится к поре его детства. Однажды мальчику доверили поработать с зажженным факелом. Он подбрасывал факел вверх и ловил его. Первый, второй, третий раз. Чувство напряжения, радости оттого, что получается сложный элемент, что зрители ценят мастерство, запомнились на всю жизнь. Прошло много лет, в жизни кадрового военного случалось разное. Но движение огня, полет того факела никогда не забывались. Это чувство и увлечение танцем передалось по наследству. Айда говорит, что нашла свой факел, от которого столько света!


<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60