Рубрики
Тема номера
Беседка
Образование
Эпицентр
Общество
Культурология
Студенческий
меридиан
Обратная связь
Клуб знакомств
Реклама
 
Тема номера
Реформа ЖКХ: осознай права собственника!
В Петрозаводске прошло Выездное заседание экспертного Совета ГосДумы по ЖКХ. Да, речь шла все о том же — о реформировании системы ЖКХ. Среди приехавших были и члены Экспертного совета по ЖКХ Государственной Думы, и главы городских поселений, начальники управлений ЖКХ. Вот только именно тех, на кого был рассчитан практический семинар — председателей ТСЖ — собралось лишь несколько человек.
А жаль, им было бы крайне важно узнать и о новациях Жилищного кодекса, и о третейском судопроизводстве, и о биллинговых расчетах в системе ЖКХ, об уникальном опыте создания квартальных ТСЖ. И не только потому, что по итогам семинара и последующей аттестации вручались удостоверения Министерства регионального развития РФ, Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России. Эти удостоверения не дают права бесплатного проезда в троллейбусе. Но решать разнообразные проблемы ТСЖ может только подготовленный человек.
Надо отметить, что организация заседания и семинара была просто изумительна. Участникам раздали массу документов, освещающие все аспекты деятельности ТСЖ, брошюры с опытом работы, сведения о грядущих семинарах, рекламные проспекты фирм.
Например, все знают о том, что долги граждан и организаций за коммунальные услуги достигают весьма значительных цифр. И если на крупных неплательщиков эффективно воздействуют суды общей юрисдикции, то с мелкими (которые составляют до 90% от всех сумм долгов) юридическим компаниям работать невыгодно. И вот тут-то определяющей становится роль третейских судов по взысканию задолженности оплаты жилищно-коммунальных услуг.
А в Москве создано территориальное общественное самоуправление квартала (ТОС). Жители сами выбирают лидеров (старших по подъезду, дому, улице), которые в свою очередь могут объединяться в домовые (уличные) комитеты, совет квартала. Совет выбирает своего председателя. Причем все лидеры ТОСа (от старшего по подъезду до председателя совета квартала) имеют равные права и не обязаны друг другу подчиняться. Прислушиваться друг к другу, координировать свою работу — это да.
ТОС — это часть системы местного самоуправления, действующая исключительно по инициативе жителей. Правительственные органы к их деятельности никакого отношения не имеют, но все их обращения обязаны рассматривать и оперативно принимать по ним меры.


Тему номера подготовил Олег ДОИЛЬНИЦЫН


Стать умнее и мудрее


     Авраам Склярский, первый зам председателя Госкомитета по реформированию ЖКХ РК пожаловался на тягомотину, которая получается потому, что «процентовки» приходят сразу из трех организаций: от фирмы, непосредственно выполнявшей работы, вторая — от Технадзора, третья — от жилищного контроля, который тоже проверяет выполненные работы. В итоге страдает дело.
     —   Таких негативных моментов выявлено несколько, и мы постараемся их устранить, — продолжил Авраам Михайлович. — Поэтому выступающих мы подобрали самых разных, чтобы отразились все вопросы, которые волнуют и управляющие организации, и ТСЖ, и собственников квартир, и правительство. Нам нужно освоить еще почти миллиард денег на капитальный ремонт, и поскольку год еще не кончился, подготовленная программа еще не полностью вступила в силу. Все документы подписаны, и, думаю, оставшиеся 397 миллионов на ремонт и расселение будут из Москвы получены.
     Строительство — это непрерывный цикл, нельзя стройку начинать 1 января, а 31 декабря заканчивать, а потом начинать все по новой. Надо осваивать деньги по мере готовности документации. В законодательстве постоянно происходят изменения, висит пока 307-е постановление об оплате жилищно-коммунальных услуг, знаменитый 185-й закон тоже пока в подвешенном состоянии. Вот и у нас в республике очередной виток по оплате ЖКХ.
     Хочу, чтобы по завершении семинара все мы — 60 человек — стали чуть-чуть умнее, мудрее и богаче опытом.

Повернуть процессы в сознании


     Игорь Михайлович Шемякин, член Президиума Экспертного совета по ЖКХ Комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы ФС РФ, дал общую картину идущего реформирования:
     —   Карелия — 28-й по счету регион, которые мы посетили за весьма короткий срок. Еще вчера подобное заседание прошло в Санкт-Петербурге. Программа называется «О реформировании системы ЖКХ и выполнении закона». Все-таки второе — это вторично и не самое главное. Нас интересует реформирование системы. В этом году уже 12 лет, как она — реформа — идет. Толчок дал закон 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Дать-то он дал, но вы прекрасно понимаете, что 240 миллиардов рублей, размещенных государством в этом фонде, удовлетворяют его потребность лишь на одну сороковую.
     Что же имела в виду власть, когда этот фонд создавала? Задача фонда — создать импульс и необратимость самого реформирования, в результате которого наступит саморегулируемость в системе. Чтобы система сама могла воспроизводиться, обновляться и содержать хозяйство в порядке. Что же для этого должно произойти?
     В первую очередь, должны произойти поворотные процессы в головах и сознании людей. Включая тех, кто управляет системой. Им сложнее всего перестроиться в другое направление управления. Наиболее мобильной является категория населения, которая приобретает жилье за собственные деньги и изначально становится его собственником. Если этой категории населения не мешать или хотя бы немножко помочь, то она готова сразу к реформированию своей части этой системы.
     Но так не получается — наша страна пошла по особому пути (опять Россия выбрала особый путь! Сколько ж можно! — О.Д.).
     Когда была провозглашена тотальная приватизация жилья, то собственников его оказалось более 80 процентов. Собственники есть, права свои знают. Но обязанностей своих не принимают, потому что за эту собственность никогда ничего не платили. При вступлении во владение этой собственностью они знают, что она должна быть приведена в порядок, но что при этом у них возникает масса обязанностей, может быть, и слышали, но точно не знают.
     Переезжая из региона в регион, мы слышим один и тот же стон (или песню, как угодно): «А как будет софинансировать 5 процентов капремонта бабуля-пенсионерка?» — «Ну, бабуля, если ты собственник — так и будешь софинансировать эти пять процентов!» — «А кто за нее платить будет, если пенсии даже на хлебушек не хватает?!» — «Так за тобой собственность, которая стоит намного больше, чем пять процентов за ремонт! И она, кроме всего прочего, передается по наследству! Она может быть и продана, не так ли? Ты, бабуля, ждешь, чтобы тебе сто процентов отдали, но тебе хотят отдать только девяносто пять, и ты жалеешь отдать такую малость!»
     Очень сейчас популярная тема, которая звучит везде. Но если вдуматься глубоко, то об этом и говорить неприлично, потому что человек, обладающий собственностью, стоящей подчас больше, чем несколько миллионов, отдать несколько тысяч, сумму на капремонт, никак не может или не хочет. И родственников, которые ждут не дождутся, пока она уйдет в мир иной и оставит им недвижимость в наследство, тоже вроде нет, чтобы помочь оплатить тот самый взнос. Раз уж некому оставить в наследство — надо деприватизировать квартиру, отдать назад государству!
     На заседании в Санкт-Петербурге представители ассоциаций товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов делились убеждениями, что бабуле надо помочь. Нет! Не надо бабуле помогать! Иждивенчество нужно искоренять всеми силами!
     Когда кушать нечего — тогда помогать надо, когда жить негде — безусловно. А когда есть собственность и человеку все мало — это уже некрасиво.

Пройдена ли точка невозврата?


     —   Задача нашего приезда несколько другая, — продолжил И. Шемякин. — Не объяснять людям про бабулю. И не надо говорить об успехах, которые достигнуты в забивании гвоздей и укладывании кирпичей. Это не наша тема. Наша — это психологический аспект реформирования. Вошло в душу людей — или не вошло? Почему не вошло, и что надо сделать, чтобы вошло? Чему их учить и как учить? Как воспитывать? Где самое главное препятствие реформированию?
     Проехав 27 регионов, а мы начали эту поездку примерно год назад, мы увидели, что когда фонд содействия реформированию ЖКХ оформляет заявку на деньги в соответствии с 12-ю условиями, то он поступает в соответствии с законом. Условия выполнимы на первом этапе, на дальнейших они невыполнимы в принципе.
     Но кто сказал, что если ТСЖ управляется более 20% домов, — это плохо? Наоборот, это показатель самостоятельности, ответственности жильцов. В прошлом году на заседании Фонда никто не думал, что эти деньги могут быть исчерпаны в течение двух лет, все полагали что их хватит на четыре года. Но в большинстве регионов страны 2009-й является последним годом для получения той самой «копеечки» для выполнения программы. Так, например, в Свердловской и Челябинской областях те семь с небольшим миллиардов рублей, которые получили, в этом году окончательно истратили.
     Есть, конечно, регионы, где ситуация не столь радостна. В частности, Санкт-Петербург, где только 45 процентов своего лимита в этом году сумели истратить. И у них стоит вопрос, сумеют ли они получить хоть что-нибудь в 2011 году. Хоть и в следующем году норматив свой, уверен, выполнят.
     Московская область сумела за первый год истратить только двадцатую часть лимита, что поразительно мало, а во второй год — еще миллиард. Это из выделенных ей восьми миллиардов. То есть большую часть лимита они могут и не получить. Работа в тамошних госкомитетах идет крайне туго. В немалой степени это вина самих муниципалитетов.
     Там, где есть осознание того, что эти деньги надо получить любой ценой, муниципалитеты подталкиваются в другую сторону, создавая товарищества собственников жилья лишь на бумаге. И в один день таких ТСЖ создается сразу по нескольку десятков. Назначаются «председатели», которые знают, что они — председатели, а другой информации не имеют. Они тут же пишут доверенность на то, чтобы управляющая компания пользовалась всеми деньгами этого товарищества, и на этом их роль заканчивается. Плохо это или хорошо?
     Я могу осудить такую практику. Это же никакое не реформирование. Как только закончатся деньги фонда, в этом районе реформа откатится назад. Вот как тащит ослик тележку, тянясь за морковкой, подвешенной впереди него. А если морковку убрать, да еще на подъеме в гору, что получится? Стимула не будет, и тележка поедет вниз.
     То же и с деньгами Фонда. Если законодатель рассчитывал, что в течение четырех лет наступят необратимые последствия, то боюсь, что в течение прошедших уже полутора лет они — необратимые — еще не наступили. И наша задача — понять, произошли ли изменения на территории Карелии и насколько они необратимы. Пройдена ли точка невозврата?
     В выездных заседаниях в других регионах выявилась такая картина: лучше всего законодательство знает председатель ТСЖ, если он действительно работает. Вторые, кто более-менее в нем разбираются, — это управляющие частных компаний. Третье место не буду никому отдавать, потому что дальше идет местная администрация, которая не всегда понимает свою роль в реформировании. Чаще эта роль — чтобы не мешать, а бывает, что и мешают. Именно мешают администрации местных самоуправлений в Московской области. Города, находящиеся за МКАД, категорически восстают против реформирования. Потому что земля дорога, денежные потоки они не хотят выпускать из рук, не хотят терять влияние на территориях, своего права что-то разрешать, что является основой коррупционной базы.

Не все осознают права и обязанности


     «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Республики Карелия» (далее — Ассоциация) создана в 2006 году. Ее исполнительный директор Андрей Ушаков поделился своими мыслями о роли этой организации в процессе реформирования ЖКХ.
     В основу деятельности Ассоциации заложены принципы саморегулирования, поэтому ее деятельность является инициативной и самостоятельной. За три года ее работы достигнуты результаты, которые влияют не только на деятельность отдельных компаний, но и позволили Ассоциации стать полноправным участником процесса реформирования жилищно-коммунального комплекса.
     Сегодня Ассоциация, помимо организаций из Петрозаводска, объединяет представителей бизнеса в жилищной сфере из других городов республики, таких, как Беломорск, Сортавала, Кемь, Кондопога. Петрозаводск представлен в Ассоциации такими организациями, как «ЭТРОН», «Карельская лифтовая компания», «Гарантия плюс» и некоторыми другими.
     А. Ушаков сделал акцент на вопросах участия собственников помещений в процессе управления принадлежащими им многоквартирными домами и развития частно-государственного партнерства в жилищной сфере:
     —   Подавляющее большинство собственников помещений в многоквартирных домах — простые граждане. Именно на них жилищное законодательство возлагает бремя содержания сложных имущественных комплексов, именуемых многоквартирными домами. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится решение практически всех вопросов по его содержанию и ремонту. Насколько грамотно и своевременно собственники принимают такие решения, настолько же комфортно и безопасно будет жить в их доме.
     Но далеко не все собственники помещений осознают свою роль «собственника» со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями. Одна из проблем — отсутствие у населения необходимого уровня просвещенности в вопросах жилищной тематики. Оказывается не так просто попасть в региональную программу капремонта. Для этого нужно несколько раз принимать решения на общих собраниях, и все эти собрания должны быть кворумными и легитимными.
     Ассоциация сотрудничает с Ассоциацией управляющих организаций Российской Федерации, Государственным Комитетом РК по реформированию ЖКХ, Карельским ресурсным центром общественных организаций и самими общественными организациями.
     Вот лишь некоторые из проводимых ею мероприятий:
     •   организация и проведение семинаров и «круглых столов» по вопросам жилищной тематики;
     •   совместная разработка (с Государственной жилищной инспекцией РК) методических рекомендаций для населения и управляющих организаций по заключению договора управления многоквартирными домами;
     •   издание периодической информационной газеты по жилищной тематике «Мой Дом».
     Ассоциация предложила сотрудничество администрации города по подготовке квалифицированных управляющих многоквартирными домами, содействии в организации реально действующих ТСЖ, с последующим оказанием им всевозможной поддержки.


<< Назад

      
  Афиша
   Концерты
Выставки
Кино
Театры
Скоро в кинотеатрах
Принц Персии: Пески времени
  Развлечения
Тесты
Чтиво
Фото
Конкурсы
Игры
Музыка
Видео
Гороскоп
  Семейный клуб
Ведущая приложения
Наталья КОЛОКОЛЬНИКОВА
Читать>>
  Фотоконкурс
Случайная фотография
      Адрес редакции:
      Петрозаводск, Титова 3
      тел. 78-05-60